9. Взаимодействие УИК с органами внутренних дел (полиции) в случае попытки подкупа избирателей

1. Если в день голосования при подходе избирателей к зданию, где расположено помещение для голосования избирательного участка, группами лиц осуществляются действия, в процессе которых избирателям за вознаграждение предлагается получить и вынести из помещения для голосования незаполненный избирательный бюллетень. Избиратель осуществляет предлагаемые организаторами подкупа действия, а именно: выносит незаполненный избирательный бюллетень и передает его в руки организаторам подкупа, за что получает материальное вознаграждение. Организаторы подкупа ставят в избирательном бюллетене отметку за конкретного кандидата, политическую партию после чего предлагают другому избирателю опустить в стационарный ящик для голосования уже заполненный организаторами подкупа избирательный бюллетень и вынести выданный ему незаполненный избирательный бюллетень. По такой схеме, получившей название «карусель», подкуп избирателей может осуществляться несколько раз.

Сотрудник полиции и (или) председатель участковой комиссии при получении информации о таких фактах незамедлительно сообщают о них в дежурную часть территориального органа внутренних дел, а также предлагают избирателям, отказавшимся участвовать в противоправных действиях, написать письменные заявления по факту попытки их подкупа[VIII]. Из территориального органа внутренних дел прибывает наряд полиции во главе с ответственным от руководства и дежурная следственно-оперативная группа. Сотрудниками полиции принимаются меры по задержанию правонарушителей, по составлению протокола осмотра места происшествия, установлению и опросу граждан, являвшихся очевидцами или участниками данной незаконной акции, после чего принимаются меры по доставлению правонарушителей и свидетелей в органы внутренних дел, в целях проведения проверок о наличии в действиях нарушителей признаков состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 141 УК РФ, либо административного правонарушения, связанного с подкупом избирателей и предусмотренного статьей 5.16. КоАП РФ.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[VIII] Бутаев В.И., Волков В.П., Шебунова В.Я. Методическое пособие по оказанию органами внутренних дел содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий и проведении выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления. М.: РЦОИТ, 2007.

Председатель участковой избирательной комиссии после получения информации о задержании организаторов незаконной акции объявляет о происшествии членам участковой избирательной комиссии, лицам, имеющим право находиться в помещении для голосования, а также информирует об этом вышестоящую избирательную комиссию. 

2. По аналогичной схеме должны действовать сотрудники полиции, председатель и члены участковой комиссии, если в день голосования на подходах к избирательному участку, в помещении, где расположен избирательный участок, имеют место факты подкупа избирателей путем раздачи им подарков, денег и оказания безвозмездных услуг, сопровождающиеся призывами граждан отдать голоса за конкретного кандидата, политическую партию, что прямо запрещено п. 2 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ. 

3. Если в день голосования обеспечивается доставка избирателей, участников референдума для участия в голосовании зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, доверенным лицом и уполномоченным представителем избирательного объединения, доверенным лицом зарегистрированного кандидата, членом и уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, а также организациями, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иными физическими и юридическими лицами, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, что запрещено п. 2 ст. 56 и п. 13 ст. 64 Федерального закона № 67-ФЗ, то сотрудник полиции и (или) председатель участковой комиссии при получении информации о таких фактах незамедлительно сообщают о них в дежурную часть территориального органа внутренних дел, а также предлагают избирателям, доставка которых для участия в голосовании была обеспечена лицами, которым это запрещено законом, написать письменные заявления по данному факту. 


Из территориального органа внутренних дел прибывает наряд полиции во главе с ответственным от руководства и дежурная следственно-оперативная группа. Сотрудниками полиции принимаются меры по задержанию водителей автотранспортных средств, на которых были доставлены избиратели, а также лиц, которые в нарушение действующего законодательства о выборах, референдумах, обеспечивали доставку избирателей для участия в голосовании.

Составляется протокол осмотра места происшествия, устанавливаются и опрашиваются граждане, явившиеся очевидцами или участниками данной незаконной акции, после чего составляется протокол об административном правонарушении по ст. 5.16 КоАП РФ, либо при невозможности составления протокола на месте принимаются меры по доставлению правонарушителей и свидетелей в органы внутренних дел, в целях проведения проверок о наличии в действиях нарушителей признаков административного правонарушения, связанного с подкупом избирателей и предусмотренного ст. 5.16. КоАП РФ.

Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о действиях сотрудников полиции членам участковой избирательной комиссии, лицам, имеющим право находиться в помещении для голосования, а также информирует об этом вышестоящую избирательную комиссию.