Тема №4.
Работа участковой избирательной комиссии по уточнению списков избирателей. Ознакомление избирателей со списком избирателей

Скачать тему

Цель: познакомить слушателей с работой участковых избирательных комиссий по составлению и уточнению списков избирателей.

план практического занятия

1. Общие положения 

2. Составление списков избирателей, участников референдума. Общие вопросы 

3. Порядок составления списков избирателей участковыми избирательными комиссиями

4. Уточнение списков избирателей участковой избирательной комиссией в период подготовки и проведения выборов, референдума

5. Включение избирателей в списки избирателей (уточнение сведений об избирателях) на основании личных письменных заявлений 

6. Исключение избирателей из списков избирателей

7. Подготовка списка избирателей ко дню голосования

8. Порядок работы с первым экземпляром списка избирателей при проведении голосования

 9. Порядок использования второго экземпляра списка избирателей 

10. Вопросы для самоконтроля 

11. Решение практических задач 

12. Список рекомендуемой литературы

Приложения

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (извлечения)  

Действия членов участковых избирательных комиссий по разрешению проблемных и нештатных ситуаций

Глоссарий

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие органы не относятся к органам регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации?

а) территориальные органы Федеральной миграционной службы; б) органы записи актов гражданского состояния; в) местные администрации поселений.

2. Кто имеет право на включение в списки избирателей на выборах?

а) любой гражданин Российской Федерации;

б) гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;

в) гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

3. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является:

а) факт поступления на должность государственной гражданской службы на территории соответствующего муниципального образования;

б) факт нахождения его места жительства на территории этого участка;

в) факт регистрации гражданина, достигшего возраста 18 лет, по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования.

4. Сведения об избирателях, участниках референдума на территории муниципального района, городского округа формирует и уточняет:

а) глава местной администрации соответствующего муниципального района, городского округа;

б) соответствующая территориальная избирательная комиссия (ИКМО);

в) соответствующая окружная избирательная комиссия.

5. Список избирателей, участников референдума составляется:

а) в двух экземплярах; б) в трех экземплярах; в) по усмотрению (решению) избирательной комиссии, органи

зующей выборы.

6. Кем подписывается первый экземпляр списка избирателей, участников референдума?

а) председателем комиссии, составившей список; б) председателем и секретарем комиссии, составившей список; в) председателем комиссии и не менее чем двумя членами ко

миссии с правом решающего голоса.

7. Соответствующая территориальная комиссия (ОИК, ИКМО) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума:

а) не позднее чем за 30 дней до дня голосования; б) не позднее чем за 20 дней до дня голосования; в) не позднее чем за 10 дней до дня голосования.

8. Участковая комиссия представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения:

а) за 25 дней до дня голосования; б) за 20 дней до дня голосования; в) за 15 дней до дня голосования; г) за 10 дней до дня голосования.

9. В течение какого времени в день голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенную гражданином информацию об ошибке в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, и представленные им документы?

а) в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования; б) в течение трех часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования; в) в течение 12 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования.

10. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию:

а) не позднее чем за два дня до дня голосования; б) не позднее чем за три дня до дня голосования; в) не позднее чем за 10 дней до дня голосования.

11. Разрешается ли вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей?

а) да, по требованию избирателя; б) да, если соответствующее решение примет вышестоящая ко

миссия; в) да, в любом случае; г) нет, это запрещено законом.

 

Решение практических задач

Задача №1

В период уточнения списков избирателей соседи сообщили о смерти год назад избирателя, включенного в список избирателей, однако документ не представили. Определите порядок действий участковой избирательной комиссии и территориальной избирательной комиссии по исключению указанного избирателя из списков избирателей и регистра избирателей. 

Задача №2

Избиратель пришел на избирательный участок с паспортом гражданина СССР образца 1974 г. Вправе ли член участковой комиссии выдать такому избирателю бюллетень для голосования? 

Задача №3

12 марта 2010 г. Трегубов Н.А., являющийся гражданином Российской Федерации, обратился в избирательную комиссию городского поселения с заявлением о включении его в списки избирателей. 12 марта 2010 г. председателем избирательной комиссии был дан отказ, мотивированный тем, что он на момент обращения в муниципальную избирательную комиссию не имеет соответствующих документов, позволяющих включить его в список избирателей на избирательных участках городского поселения и подтверждающих факт нахождения его места жительства либо временного пребывания на территории избирательного участка. Трегубов Н.А. согласно паспорту прописан по адресу: г. Москва, ххх. В течении нескольких последних лет ежегодно в период примерно с апреля по октябрь, некоторое время в зимний период, до февраля 2010 г. Трегубов Н.А. проживал в поселении, в котором принадлежит ему на праве собственности дом. В пос. Пестяки Трегубов Н.А. проживал и проживает без регистрации по месту жительства. Суд принял решение, что обстоятельств, исключающих участие в муниципальных выборах Трегубова Н.А., нет. Решите дело.

Список рекомендуемой литературы


Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. 

2. Федеральный Конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710. 

3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253. 

4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171. 

5. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 02.05.2012, с изм. от 22.04.2013) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919. 

6. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 30.12.2012) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227. 

7. Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 172. 

8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3451. 

9. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 21.05.2012) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 2939.

Специальная литература

1. Белоновский В.Н. Электоральное право Российской Федерации / Рос. гос. гуманитарн. ун-т. М.: РГГУ. 2010. 

2. Выдрин И.В. Избирательное право Российской Федерации. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, ИНФРА-М. 2011. 

3. Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова, Б.С. Эбзеева. М., 2012.

Приложение

Приложение № 1

 

Приложение № 2

Приложение № 3

 

 Приложение № 4

 

 Приложение № 5

Приложение № 6

 Приложение № 7

 

Приложение № 8

 Приложение № 9

 Приложение № 10

 Приложение № 11

 Приложение № 12

 

Приложение № 13 

 

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (извлечения)

Статья 17. Составление списков избирателей, участников референдума
1. В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. 

2. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. 

3. Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме, то в списки избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в соответствии с законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы, референдум. 

4. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, – факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, – другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. 

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

5. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

6. Сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Сведения об избирателях, участниках референдума – военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Сведения об избирателях, участниках референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, формирует и уточняет руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых – в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, – в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

7. Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС «Выборы», отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

71. Лица, представляющие сведения об избирателях, участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.

(п. 71 введен Федеральным законом от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

8. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации участковые комиссии, сформированные на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, вправе составлять список избирателей, участников референдума до дня голосования – по письменным обращениям, а в день голосования – по устным обращениям явившихся в участковую комиссию граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации либо находящихся в длительных заграничных командировках.

9. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой комиссией в список избирателей, участников референдума при его явке в день голосования в помещение участковой комиссии для голосования. 

10. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. При выявлении территориальной комиссией (окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования) факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей, участников референдума на разных избирательных участках, участках референдума на одних и тех же выборах, одном и том же референдуме соответствующая комиссия до передачи списков избирателей, участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках. 

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

11. Список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, участниках референдума, включаемые в список избирателей, участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума. В списке избирателей, участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления избирателем, участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов, референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю, участнику референдума.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

12. Первый экземпляр списка избирателей, участников референдума подписывают председатель и секретарь комиссии, составившей список. На избирательных участках, участках референдума, образованных на территории воинской части, в отдаленной или труднодоступной местности, список избирателей, участников референдума подписывают председатель и секретарь участковой комиссии. Список избирателей, участников референдума заверяется печатями соответственно территориальной комиссии (окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования) и (или) участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, участников референдума, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются комиссией, организующей выборы, референдум.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

13. Соответствующая территориальная комиссия (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума не позднее чем за 10 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей, участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.

(в ред. федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 05.04.2013 № 40-ФЗ)

14. Участковая комиссия уточняет список избирателей, участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей, участников референдума. Выверенный и уточненный список избирателей, участников референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. 

15. Участковая комиссия за 10 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения. 

(в ред. федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 05.04.2013 № 40-ФЗ)

16. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования – немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей, участников референдума производится участковой комиссией немедленно. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума на другом избирательном участке, участке референдума, а также в случае выдачи избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения. При этом в списке избирателей, участников референдума, а также в базе данных ГАС «Выборы» указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей, участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения – подписью члена комиссии, выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию об изменении указанных в пункте 5 статьи 16 настоящего Федерального закона сведений об избирателях, участниках референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на соответствующем участке.

(п. 16 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

17. Избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории того же субъекта Российской Федерации) либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая комиссия в графе «Особые отметки» списка избирателей, участников референдума делает отметку: «Включен в список избирателей (участников референдума) на избирательном участке (участке референдума) №» с указанием номера избирательного участка, участка референдума и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации. Законом может быть предусмотрено, что избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума, образованных или определенных решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, участников референдума, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.

(п. 17 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

171. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 5 статьи 19 настоящего Федерального закона на вокзалах и в аэропортах, списки избирателей, участников референдума составляются в день голосования. Избиратели, участники референдума, находящиеся в день голосования в указанных местах, включаются в списки избирателей, участников референдума по предъявлении открепительного удостоверения.

(п. 171 введен Федеральным законом от 04.10.2010 № 263-ФЗ)

18. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей, участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей, участников референдума запрещается. 

19/ После официального опубликования результатов выборов, референдума информация об избирателях, участниках референдума, содержащаяся в списках избирателей, участников референдума, может использоваться для уточнения сведений об избирателях, участниках референдума в регистре избирателей, участников референдума. 

(п. 19 введен Федеральным законом от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

Действия членов участковых избирательных комиссий по разрешению проблемных и нештатных ситуаций

При подготовке и проведении выборов (референдума) на избирательном участке могут возникнуть проблемные, а также нештатные ситуации, разрешение которых требует от участковой избирательной комиссии (членов УИК с правом решающего голоса) оперативно принять верное решение, не противоречащее действующему избирательному законодательству.

Необходимо при этом иметь в виду следующее:

а) избирательная комиссия – коллегиальный орган, сформированный территориальной избирательной комиссией (ИКМО) для подготовки и проведения выборов и реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными, в связи с чем все проблемные вопросы должны рассматриваться на заседании комиссии;

б) избирательная комиссия обязана работать открыто и гласно, что предполагает целесообразность присутствия на заседаниях комиссии при рассмотрении проблемных ситуаций лиц, имеющих отношение к рассматриваемому вопросу;

в) при возникшей нештатной ситуации участковая избирательная комиссия незамедлительно информирует об этом вышестоящую комиссию, решает вопрос о проведении заседания комиссии с участием членов вышестоящей комиссии, представителей органов местного самоуправления и других лиц.

Ниже приводятся характерные ситуации, возникающие в ходе проведения выборов.

1. Законные требования наблюдателей, членов комиссии с правом совещательного голоса, других участников избирательного процесса об ознакомлении со списком избирателей иногда по различным причинам не удовлетворяются членами участковых комиссий. Например, в практике встречались случаи, когда члены УИК утверждали, что списки избирателей это документ, который не может быть предоставлен для ознакомления ввиду того, что в нем содержатся персональные данные избирателей. В других случаях в ознакомлении со списками избирателей отказывалось со ссылкой на занятость комиссии, на необходимость работы членов комиссии со списком избирателей.

Подобные случаи могут приводить к конфликтным ситуациям на избирательном участке, к жалобам со стороны наблюдателей, представителей политических партий и других участников избирательного процесса. В связи с этим представляется необходимым разъяснить участковым избирательным комиссиям, другим субъектам избирательного процесса порядок ознакомления наблюдателей, членов комиссии, других лиц со списком избирателей в день голосования и при подсчете голосов.

Избирательное законодательство предусматривает право членов избирательной комиссии, наблюдателей, других лиц, указанных в п. 3 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), знакомиться со списками избирателей (п. 23 ст. 29, п. 9 ст. 30 Федерального закона). Указанное право означает, что наблюдатель и член избирательной комиссии имеют право видеть отметки в списке избирателей как в период выдачи бюллетеней, так и на других этапах работы участковой комиссии со списком избирателей.

В периоды до упаковки списка избирателей, когда не производится выдача бюллетеней и не производится работа со списками в соответствии с п. 5 и 6 ст. 68, и когда списки не находятся на хранении в соответствии с п. 7 ст. 68 Федерального закона, наблюдатель, член избирательной комиссии имеет право ознакомиться со всем списком избирателей или с отдельными книгами этого списка. Непосредственно после подсчетов по списку избирателей с ним также могут ознакомиться и другие лица, указанные в п. 1 ст. 30 Федерального закона.

Ознакомление со списком избирателей осуществляется исключительно в присутствии председателя участковой комиссии или – по поручению председателя – другого члена комиссии с правом решающего голоса.

Ознакомление наблюдателей, членов комиссии и других лиц со списком избирателей не должно препятствовать работе комиссии. Это означает, что ознакомление со всем списком избирателей или с отдельной книгой списка должно быть немедленно временно прекращено, если список (книга) требуется для выдачи бюллетеня избирателю. Это также означает, что ознакомление со списком избирателей не должно производиться во время подсчетов данных по списку избирателей в соответствии с п. 5 и 6 ст. 68 Федерального закона.

В связи с этим комиссии следует рекомендовать наблюдателям, членам комиссии не знакомиться со списком избирателей в периоды, когда осуществляется голосование и когда производится подсчет данных по списку избирателей. Следует, однако, учитывать, что в эти периоды наблюдатели и другие лица, указанные в п. 1 ст. 30 Федерального закона, имеют право видеть отметки, проставляемые в списке избирателей.

За 10–15 минут перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии может предложить наблюдателям, членам избирательной комиссии ознакомиться со списком избирателей. С этой целью председатель комиссии или другой член комиссии с правом решающего голоса по его поручению предъявляет заинтересованным (выразившим желание ознакомиться) наблюдателям, членам комиссии каждый лист списка избирателей или те листы, которые будут запрошены для ознакомления наблюдателями, членами комиссии.

В соответствии с п. 6 ст. 68 Федерального закона после подсчета данных по списку избирателей со списком избирателей вправе ознакомиться все лица, указанные в п. 3 ст. 30 Федерального закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.

Член комиссии с правом совещательного голоса в присутствии председателя комиссии или другого члена комиссии с правом решающего голоса, на которого председателем комиссии возложена данная функция, имеет право произвести самостоятельный подсчет по отдельным книгам или по всему списку избирателей. Несовпадение данных, полученных при этом подсчете с данными, полученными избирательной комиссией, является основанием для пересчета всех данных по списку избирателей.

В случае, если лица, указанные в п. 3 ст. 30 Федерального закона, потребовали ознакомления со списком избирателей после получения данных, предусмотренных п. 5 и 6 ст. 68 Федерального закона, председатель комиссии или другой член комиссии с правом решающего голоса по его поручению предъявляет заинтересованным (выразившим желание ознакомиться) лицам каждый лист списка избирателей или те листы, которые будут запрошены этими лицами для ознакомления.

2. Избиратель предъявляет члену УИК два паспорта – свой и члена своей семьи – и просит разрешения проголосовать за других граждан (за отсутствующего или болеющего члена семьи, соседа и т.д.). Каковы действия члена УИК?

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается, за исключением случаев, предусмотренных п. 10 ст. 75 Федерального закона (избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить бюллетень). Каждый член УИК должен знать, что в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях выдача членом УИК гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать за других лиц влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей (ст. 5.22 КоАП).

3. Избиратель предъявляет члену участковой избирательной комиссии паспорт гражданина СССР образца 1974 г. и просит выдать ему избирательный бюллетень для голосования. Член комиссии сообщает избирателю, что у него «старый» паспорт и что для получения возможности проголосовать он должен предъявить паспорт гражданина Российской Федерации. Каковы требования законодательства по данному вопросу?

При реализации избирательных прав гражданином может быть использован паспорт гражданина СССР образца 1974 г. в следующих случаях:

- либо в нем указано гражданство Российской Федерации;
- либо имеется вкладыш, свидетельствующий о наличии гражданства Российской Федерации; 
- либо имеется штамп прописки по месту жительства, подтверждающий постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г. 

4. Избиратель сообщает члену комиссии с правом решающего голоса о том, что он не может по состоянию здоровья самостоятельно расписаться в списке избирателей о получении избирательного бюллетеня. Как поступить в этой ситуации?

Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, наблюдателем. В этом случае избиратель устно извещает члена избирательной комиссии о своем намерении воспользоваться помощью другого избирателя. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в графе списка избирателей «Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня», указывая свою фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.

5. Избиратель не включен в список избирателей, но желает проголосовать. Как быть в этой ситуации?

Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после составления списка избирателей, а также избиратели по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются УИК в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих факт нахождения места жительства избирателя на территории данного избирательного участка.

Избиратель должен быть включен в список избирателей на любом избирательном участке по предъявлении открепительного удостоверения.

6. Избиратель, ранее получивший открепительное удостоверение, в день голосования прибыл в помещение для голосования своего избирательного участка (или он сообщил о том, что потерял открепительное удостоверение). Как должна поступить участковая избирательная комиссия в этой ситуации?

Если в день голосования в помещение для голосования своего избирательного участка прибыл избиратель, ранее получивший открепительное удостоверение, УИК включает его дополнительно в список избирателей (под очередным порядковым номером) на основании открепительного удостоверения и при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации. В том случае, если в день голосования в помещение для голосования своего избирательного участка прибыл избиратель, ранее получивший открепительное удостоверение, затем его утерявший и обратившийся в УИК с заявлением о включении его в список избирателей с указанием всех обстоятельств утери открепительного удостоверения, УИК обязана в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, проверив сообщенные заявителем сведения и представленные документы, удовлетворить заявление (включить его снова в список избирателей по месту жительства). Если УИК приняла решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, она обязана вручить заверенную копию этого решения заявителю. При этом заявитель вправе обжаловать это решение УИК в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

7. От избирателя поступило сообщение, что в списке избирателей значится его умерший родственник, проживавший с ним в одной квартире. Какие действия должна предпринять участковая избирательная комиссия?

При получении такого сообщения председатель УИК (заместитель председателя либо секретарь УИК), в случае если избиратель предъявил свидетельство о смерти своего родственника, производит исключение умершего избирателя из списка избирателей. Примеры исключения избирателей из списка избирателей приведены в приложении № 6 к настоящему пособию.

В случае если избиратель не смог предъявить указанное свидетельство, УИК направляет запрос в соответствующий территориальный орган записи актов гражданского состояния непосредственно либо через ТИК (ИКМО), и только после получения официального подтверждения указанного органа производится исключение умершего избирателя из списка избирателей.

УИК не вправе производить исключение из списка избирателей без наличия официальных документов уполномоченных органов.

8. «Нештатной» может считаться ситуация, когда, к примеру, произошла внезапная порча избирательных документов (списков избирателей) в результате аварии коммунальных сетей в здании, где размещается избирательный участок.

Об этом участковая избирательная комиссия незамедлительно ставит в известность вышестоящую избирательную комиссию, органы местного самоуправления, предоставившие помещения избирательной комиссии, для принятия мер по ликвидации аварии, а при необходимости и органы внутренних дел на соответствующей территории.

В случае непредвиденной порчи первого экземпляра списка избирателей (или его утраты) участковая комиссия составляет акт, который подписывается ее председателем и секретарем и заверяется печатью участковой комиссии. Под актом могут поставить свои подписи присутствовавшие члены участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, а также наблюдатели.

В случае если список избирателей составлялся территориальной комиссией (ИКМО), акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в участковой комиссии, а второй направляется в территориальную комиссию (ИКМО, ОИК) вместе с обращением участковой комиссии о передаче второго экземпляра списка избирателей.

Решение об использовании второго экземпляра списка избирателей для голосования на соответствующем избирательном участке принимает избирательная комиссия, составившая список избирателей.

Второй экземпляр списка избирателей, хранящийся в машиночитаемом виде, распечатывается на бумажном носителе, подписывается председателем и секретарем соответственно территориальной (ИКМО) или участковой комиссии и заверяется печатью комиссии.

В случае если список избирателей составлялся территориальной комиссией (ИКМО), он по акту передается в соответствующую участковую комиссию.

Во второй экземпляр списка избирателей переносятся все изменения и отметки с первого экземпляра списка избирателей, а если это невозможно – с документов, на основании которых они вносились в первый экземпляр списка избирателей в порядке, описанном в разделе 4 настоящего пособия.

В случае если эти документы утрачены (испорчены), избирательные комиссии принимают меры для их повторного получения.

Глоссарий

1) адрес места жительства – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

2) бюллетень – избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме;

3) военнослужащий – гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу (федеральную государственную службу особого вида) и имеющий статус, установленный Федеральным законом «О статусе военнослужащих»;

4) ГАС «Выборы» – Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»;

5) документ, заменяющий паспорт гражданина, – документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:

-военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

-временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

-документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с Федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);

-справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

Для иностранных граждан, указанных в п. 10 ст. 4 настоящего Федерального закона, – документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

6) избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов;

7) избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов;

8) избирательная комиссия вышестоящая (вышестоящая избирательная комиссия) – определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов;

9) избирательная комиссия, организующая выборы – избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов;

10) избирательное право активное (активное избирательное право) – право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

11) избирательный округ – территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица);

12) избирательный округ многомандатный (многомандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избираются

несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально;

13) избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избирается один депутат;

14) место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиницаприют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, по адресу которого гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – органы регистрационного учета граждан), что подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации (далее – паспорт);

15) место пребывания – не являющееся местом жительства гражданина жилое помещение, по адресу которого гражданин зарегистрирован по месту пребывания органами регистрационного учета граждан, о чем выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания;

16) органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

17) открепительное удостоверение – открепительное удостоверение для голосования на выборах, референдуме;

18) персональные данные избирателей, участников референдума – фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол, гражданство, адрес места жительства (в отношении вынужденных переселенцев – места пребывания), вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер этого документа, наименование или код органа, выдавшего документ, дата выдачи документа;

19) сведения об избирателях, участниках референдума – необходимые для целей регистрации (учета) избирателей, участников референдума их персональные данные, а также сведения о виде регистрации, даты начала и окончания регистрации по месту пребывания (для вынужденных переселенцев), адреса мест прибытия и убытия, даты и причины прибытия и убытия, сведения о событиях, зарегистрированных в органах записи актов гражданского состояния, о причинах ограничения избирательных прав и права на участие в референдуме и иные подобные сведения;

20) уточнение списка избирателей – включение избирателей в список избирателей дополнительно, исключение их из списка либо внесение изменений в персональные данные избирателей по основаниям, предусмотренным федеральными законами и настоящим пособием. 

Иные понятия и термины, используемые в настоящем пособии, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», других федеральных законах.

 

Автор практического материала

Юсов Сергей Владимирович 

Председатель Избирательной комиссии Ростовской области