4. Уголовная ответственность

За наиболее общественно опасные посягательства на избира­тельные права и права граждан на участие в референдуме, а также на установленный законом порядок подготовки и проведения выборов и референдумов предусмотрена уголовная ответственность. В отличие от конституционной и административно-правовой ответственности уголовную ответственность несут персонально только физические лица, то есть граждане и должностные лица.

В настоящее время в УК РФ имеется четыре статьи (141, 1411, 142, 1421), содержащие девять составов преступлений, связанных с нарушением законодательства о выборах и референдумах. Эти статьи закономерно расположены в главе 19 «Преступления против консти­туционных прав и свобод человека и гражданина» УК РФ.

статья 141. воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей,–

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. те же деяния: а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или органи­зованной группой,–

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырех­сот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. вмешательство с использованием должностного или служебного по­ложения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должност­ного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относя­щимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии ре­ферендума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы российской Федерации «выборы» –

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Статья 141 устанавливает уголовную ответственность за вос­препятствование осуществлению избирательных прав или работе из­бирательных комиссий.

Статья состоит из трех частей, в которых дифференцированы признаки данного уголовно наказуемого деяния и санкции сообразно тяжести преступных действий.

Объективную сторону преступления3 образуют реальные дей­ствия лица, прямо предусмотренные в соответствующих частях ста­тьи 141 УК РФ: воспрепятствование свободному осуществлению гражданином избирательных прав, права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, воспрепятствование работе избира­тельной комиссии, комиссии референдума либо деятельности их чле­нов, связанной с исполнением ими своих обязанностей.

Объективную сторону преступления, предусмотренного ча­стью 2 этой статьи образуют те же действия:

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, примене­нием насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного по­ложения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Объективная сторона преступных действий, предусмотренных частью 3 статьи 141, состоит во вмешательстве с использованием должностного или служебного положения в осуществление изби­рательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий с целью повлиять на ее решения, выраженном в форме требования или указания по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции комиссии, а также в неправомерном вмешательстве в работу Государственной ав­томатизированной системы

Российской Федерации «Выборы».

Субъектами преступлений, предусмотренных статьей 141 УК РФ могут быть граждане достигшие 16 лет, а также различные долж­ностные лица.

Пример из правоприменительной практики

Городской суд в одной из областей россии осудил гражданку с., квалифицировав ее действия по статье 141 (п. «а» ч. 2) УК рФ,– воспрепятствование свободному осуществлению гражданами своих избирательных прав, соединенное с подкупом. Гражданка с. встречалась у магазина с избирателями, предлагала досрочно голосовать в пользу кандидата п., обещая за это каждому денежное вознаграждение, и затем выплачивала деньги, подкупив таким образом 5 человек

статья 1411. нарушение порядка финансирования избирательной кам­пании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

1. передача кандидату, избирательному объединению в целях дости­жения определенного результата на выборах денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий избирательный фонд, или расходование в целях достижения определенного результата на выборах не перечисленных в избирательные фонды денежных средств в крупных размерах, или передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах материальных ценностей в крупных размерах без ком­пенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, или вы­полнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на получение определенного результата на выборах, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего избирательного фонда или с оплатой из соот­ветствующего избирательного фонда по необоснованно заниженным расцен­кам, или передача инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума в целях достижения определенного резуль­тата на референдуме денежных средств в крупных размерах, минуя соответ­ствующий фонд референдума, или расходование в целях достижения опреде­ленного результата на референдуме не перечисленных в фонды референдума денежных средств в крупных размерах, или передача инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума в целях до­стижения определенного результата на референдуме материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего фон­да референдума, или выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с референдумом и на­правленных на выдвижение инициативы проведения референдума, на дости­жение определенного результата на референдуме, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего фонда референдума или с оплатой из соответствующего фонда референдума по необоснованно заниженным рас­ценкам, а также внесение пожертвований в крупных размерах в избиратель­ный фонд, фонд референдума через подставных лиц – наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок. 

2. использование в крупных размерах помимо средств соответствую­щего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для про­ведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, использование в крупных размерах помимо средств соответ­ствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной груп­пы участников референдума, а также расходование в крупных размерах по­жертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума,–

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот вось­мидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, ко­торые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств из­бирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референ­думах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.

Статья 1411 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициатив­ной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Объективная сторона исчерпывающим образом описана са­мим законодателем и состоит в оказании кандидату, избиратель­ному объединению, инициативной или иной группе участников референдума крупной финансовой (материальной) поддержки, минуя соответствующий избирательный фонд, фонд референду­ма, в самых различных формах. Статья имеет примечание, где рас­крыто содержание понятия «крупный размер» материальной или финансовой поддержки. Это – сумма денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответствующего кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного мил­лиона рублей. И это образует главный квалифицирующий признак данного преступления.

Необходимо отметить, что в зависимости от субъекта Россий­ской Федерации и уровня проводимых выборов предельный размер избирательного фонда может различаться. Так, например, в соответ­ствии с пунктом 5 статьи 57 Избирательного кодекса города Москвы (по состоянию на 29 мая 2013 г.), утвержденного Законом г. Москвы от 6 июля 2005 г. № 38:

«Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата на должность мэра Москвы не может превышать 200 миллионов рублей, кандидата в депутаты Московской городской Думы, баллотирующегося по одномандатному избирательному окру­гу, – 20 миллионов рублей. При проведении повторного голосования на выборах мэра Москвы предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, включенного в избирательный бюллетень при повторном голосовании, может увеличиваться не бо­лее чем на 10 процентов».

При установлении объективной стороны преступления значи­тельную сложность представляет вычисление стоимости работ, ока­занных услуг, реализации товаров по необоснованно заниженным расценкам.

В части первой статьи названо еще одно действие, образующее объективную сторону этого преступления, – внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц.

Субъектом преступления по части 1 статьи 1411 является фи­зическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Им может быть и долж­ностное лицо, отдавшее незаконное распоряжение по оказанию крупной финансовой, материальной поддержки кандидату, избира­тельному объединению, инициативной или иной группе участников референдума.

Субъектами рассматриваемого состава преступления могут быть и подставные лица, через которые вносятся пожертвования в из­бирательный фонд, фонд референдума в форме соучастия в соверше­нии преступления. Это же относится и к руководителям финансово­кредитных учреждений, с помощью которых осуществляются эти противоправные действия, при условии, если они сознавали преступ­ный характер своего содействия движению денежных средств.

Часть 2 статьи 1411 УК РФ образует самостоятельный состав преступления, состоящий в противоправном использовании участни­ками выборов, референдума в целях своей избирательной кампании, кампании референдума финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, а также в расходовании этими субъекта­ми в крупных размерах пожертвований, незаконно перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референ­дума.

Следует заметить, что за указанные финансовые преступления, связанные с выборами и референдумом, помимо уголовной ответ­ственности может наступить и конституционно-правовая ответствен­ность в виде отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, ре­гистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, отмены судом результатов соответ­ствующих выборов (пп. «б» п. 7, пп. «б» п. 8, пп. «б» п. 10 ст. 76, пп. «а» п 2 ст. 77 Федерального закона от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ).

статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума

1. Фальсификация избирательных документов, документов референду­ма, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем,–

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лише­нием свободы на тот же срок.

2. подделка подписей избирателей, участников референдума в под­держку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избиратель­ным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соеди­ненные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтоже­ния, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч ру­блей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за пери­од от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незакон­но изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений –

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч ру­блей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за пери­од от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Под фальсификацией документов, указанных в статьях 142, 1421 УК РФ следует понимать умышленные действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в него заведомо ложных сведений, подделки, подчистки или пометки другим числом, а также изготовление другого документа с содержанием, не соответ­ствующим действительности.

Объективная сторона указанных составов преступлений выра­жается в действиях граждан и должностных лиц (специальных субъек­тов), которые описаны в диспозициях рассматриваемых статей УК РФ.

Субъектами преступления, предусмотренного частью 1 ст. 142, являются специальные субъекты, которые прямо названы в Уголов­ном кодексе РФ: члены избирательных комиссий, комиссий референ­дума, уполномоченные представители избирательного объединения, группы избирателей4, инициативной группы по проведению референ­дума, иной группы участников референдума, а также кандидаты или их уполномоченные представители.

Субъектами преступлений, предусмотренных частями 2 и 3 рассматриваемой статьи УК РФ, могут быть как граждане, так и должностные лица, а равно и специальные субъекты, то есть лица, непосредственно занятые в избирательных комиссиях, комиссиях ре­ферендума, другие участники избирательного, референдумного про­цесса.

статья 1421. Фальсификация итогов голосования

включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использован­ных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума, либо заведомо неправильное составле­ние списков избирателей, участников референдума, выражающееся во вклю­чении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, либо фальсификация подпи­сей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума, либо замена действительных бюллетеней с отметками избира­телей, участников референдума, либо порча бюллетеней, приводящая к невоз­можности определить волеизъявление избирателей, участников референдума, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный под­счет голосов избирателей, участников референдума, либо подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голо­сования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо за­ведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заве­домо неправильное установление итогов голосования, определение результа­тов выборов, референдума –

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч ру­блей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за пе­риод от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Объективная сторона преступления охватывает довольно ши­рокий круг действий, которые перечислены в диспозиции статьи.

Субъектами данного преступления могут быть только члены избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума, а также должностные лица, причастные к регистрации и формирова­нию списков участников референдума. Соучастниками преступления могут быть и другие лица, заинтересованные в результатах выборов, референдума.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Данная мера воздействия предусмотрена законодательством о выборах,с учетом чего её можно назвать мерой конституционной ответственности, но по содержанию мера воздействия носит гражданско-правовой характер.

2Статья 5.2 КоАП РФ признана утратившей силу Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 94-ФЗ.

3 Объективную сторону правонарушения образуют фактические противоправные действия (бездействие) субъекта права – правонарушителя и наступившие вредные последствия либо реальная угроза наступления таких последствий, а также причинная связь между действиями (бездействием) правонарушителя и наступившими вредными последствиями. Объективная сторона правонарушения характеризуется такими деталями, как время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность (неоднократность, систематичность). Эти признаки имеют важное значение для точной юридической квалификации противоправного деяния и для определения меры наказания.

4 Имеется в виду группа избирателей, создаваемая в порядке п. 2 ст. 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, соответствующих статей иных законов о выборах для поддержки самовыдвижения кандидата.